Главная страница
Новости
История храма
Слово настоятеля
(rar) Заметки о национализме подлинном и мнимом
(rar) 24 Слова о Вере
(rar) Очерки христианской этики
1. Бог и человек
2. Промысел Божий. Воля Божия и ее исполнение
3. Евангелие и жизнь
4. Крест и воскресение
5. Значение церкви
6. Духовно-нравственные идеалы
7. Дары духовные
8. Практика веры
9. Любовь к Богу и людям
10. Опыт святости
11. Служение Богу и людям
12. Смысл жизни
13. Противостояние миру
14. Христианское вероучение и нравственность
15. Страсти и аскетика
16. О неосуждении
17. Покаяние как духовно-нравственный процесс
18. Психология, нравственность и человеческие отношения
Храмовая гимнография
Виртуальный тур
Расписание богослужений
Фотолетопись
Приходское видео
Творчество прихожан
Школа Православной семьи
Наши публикации
Регентские курсы
Объявления
Наши координаты
15.Страсти и аскетика.

Страсти и аскетика

   Необходимо, чтобы ответственность за минувший грех не оставляла, будоражила личность. Ответственная мысль знает: если ты активно и серьезно не проводил мощной аскетической работы по искоренению силою Божиею греховных склонностей, это значит, что они в своем скрытом, латентном состоянии, глубоко запрятавшись, продолжают существовать. Часто они не "вылезают" наружу; Бог выстраивает жизненные ситуации тех людей, кто старается быть верными Ему, так, чтобы грех не очень вылезал наружу. Отсутствие внешних проявлений греха делает жизнь многих, оставивших за собою, прежнее, поступочное, греховное бытие, мало покаянной. В таких случаях очень важно, чтобы память постоянно давала знать о том, что живет в тебе неискорененная готовность к несовершенству, к антисовершенству. Живет страшный образ греха.

***

   Очень опрометчиво и легкомысленно люди нашего времени обращаются с движениями плотских страстей, не осознавая чрезвычайную болезненность, которую таит в себе развитие страсти. Такое опрометчивое легкомыслие в поведении легко приводит к тому, что люди, не понимая страсти, не следят за собой и оказываются все время на грани опасного положения, если не в смысле прямого падения, то в радостной готовности пасть в состояние, которое относится будто бы исключительно к переживаниям душевной жизни. Плотское содержание жизни ведет в бездну, из которой выбраться довольно трудно, даже когда речь идет только о душевных переживаниях, как будто бы невинных, но на самом деле всегда острых и жгуче болезненных. Даже самые, на первый взгляд, невинные переживания, относящиеся к этим страстям, всегда говорят о том, что в грехопадении произошло одно из самых сильных потрясений. Следствием грехопадения явилось то, что цельный и единый человек разделился: "плоть воюет на дух, а дух воюет на плоть". Плотское движение приобрело автономно значимое содержание в продолжении рода (в блудной страсти) и в необходимости питательной энергетики (в страсти чревоугодия). И когда эти страсти прикрываются невинным, а то и восхитительно поэтическим флером душевной радости, ожидаемой или уже свершившейся, душа не способна видеть, что она находится в животном падении, что, скажем, автономные "влюбленные" переживания относятся к плотским страстям. И даже если окончательного разрушения не происходит, то как всегда бывает с жизнью, основанной на страсти, деструктивные процессы идут и совершают свое разрушительное дело.

***

вверх

Постулаты Великого поста

   Глубокая и таинственная суть Поста состоит в раскрытии величия подлинной личности человека, каким он был до грехопадения, каким он был явлен в Личности совершенного Бога и совершенного человека Господа Иисуса Христа и каким он является в тех, кто предварительно ощутив эту тайну подлинного человеческого бытия, возжелал увидеть и явить ее в себе. Затем необходимо понять, что любые собственные усилия раскрыть эу тайну, окажутся бесполезными если не понимать их верного направления: открытия знания подлинной жизни. Это и составляют основное содержание Великого Поста!

   1. Творение милостыни. Важнейшее условие - не рассказывать о своих делах, не делать их напоказ, не вострубить перед собой, как лицемеры, которые "принимают на себя мрачные лица…"(Мф.6,16), - говорит Христос. Если делаешь какое-либо дело, даже и очень доброе, напоказ - значение этого дело во всем его смысле и содержании лично для тебя становится ничтожным. Дела милости должны совершаться в духе любви, потому что милость - это и есть практика любви. И как ни важна эта практика любви, она может оказаться бессодержательной, потому что для самого делающего важно не содержание дела, а то, чем он руководствуется, каким мотивом, даже если его гудение о своем доброделании совершается не вслух, если он говорит только про себя и думает о том, как он много успевает делать для других. И тогда все дела его не имеют никакого отношения к посту, и пост совершается неверно.

   2."Когда молишься, не будь как лицемеры..."(Мф.6,5). Немногие оказываются способными сосредоточиться на словах молитвы со всею полнотою ума и сердца. Великий ученик Христов, апостол Павел говорит: "В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим.., нежели тьму слов языком" 1 Кор. 14, 19). Но церковный опыт дает возможность увидеть, что для того, чтобы пять слов были сказаны умом, приходится говорить многие слова языком. Пусть будут сказаны и эти слова, но пусть каждый дорожит прежде всего теми пятью словами, в которых ум и сердце завязнут и не захотят из них выбраться. И тогда эта молитва будет великим условием верного содержания поста, при котором он будет небесплоден.

   3. Не иметь в душе неприязни по отношению к кому бы то ни было. Если не "отпущаете грехи"(Мф.6,15), это значит, что все то зло, которым живет человек, видя и оценивая злорадно или болезненно несовершенство другого лица, остаешься сам с этим злом злорадного или болезненного ощущения. Готовность к неприятию другого лица и его зла проявилась на заре человеческой истории, когда Адам, оправдываясь перед Богом, сказал Ему: "Жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт.3,12). Тем самым совершилось первое разделение внутри человеческого рода (а затем - и еще больше: слова Каина: "Разве я сторож брату своему" - Быт.4,9). Таким образом, необходимо подготовить себя так, чтобы весь пост внимательно следить, не прокрался ли в сердце хотя бы малый намек неприязни, и если прокрался, тут же душить его в зародыше.

   4. "Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет"(Мф.6,21). Нужно, чтобы содержание души было направлено на небесные вершины, а не на земное. Сокровище - это и есть содержание внутренней духовной жизни. Если мысли, чувства, желания направлены Великим Постом на обычные земные смыслы и нужды - значит, Пост остался бессодержательным, значит, он прошел бесплодно. Необходимо сделать все, чтобы душа всеми своими силами направлялась к Небесной высоте, к Божественному смыслу жизни.

   Если эти условия будут не только осознаны, но и лично поставлены перед собою, есть возможность надеяться на то, что все необходимое для дела Великого Поста совершалось. Если они останутся только условиями - этого недостаточно, а если при этих условиях будет осуществляться мощная и направленная духовная жизнь, Пост не пройдет бесследно.

   Очень опрометчиво и легкомысленно люди нашего времени обращаются с материалами плотских страстей, не осознавая чрезвычайную болезненность, которую таит в себе развитие страсти. Такое опрометчивое легкомыслие в поведении легко приводит к тому, что люди, не понимая страсти, не следят за собой, оказываются все время на грани опасного положения, если не в смысле прямого падения, то в радостной готовности пасть в то содержание этих страстей, которое относится, как кажется, исключительно к переживаниям душевной жизни. Плотское содержание жизни ведет в бездну, из которой выбраться довольно трудно, даже когда речь идет только о душевных переживаниях, как кажется, невинных, но на деле всегда острых и жгуче болезненных. Даже самые, на первый взгляд, невинные переживания, относящиеся к этой страсти, всегда говорят том, что в грехопадении произошло одно из самых сильных потрясений. Следствием грехопадения явилось то, что цельный и единый человек разделился; как говорится в священном писании, "плоть воюет на дух, а дух на плоть". Плотское начало приобрело автономно значимое содержание, в смысле продолжения рода (в блудной страсти) и в смысле необходимой питательной энергетики (в страсти чревоугодия). И когда эти страсти прикрываются невинным, а то и восхитительно поэтическим флером душевной радости, ожидаемой или уже свершающейся, душа не способна видеть, что она находится в животном падении, что, скажем, автономные "влюбленные" переживания относятся к плотским страстям. И даже если окончательного разрушения не происходит, но, как и всегда, когда речь идет о жизни по страсти, деструктивные процессы идут и совершают свое разрушительное дело.

***

   Безмолвие это есть бессуетность, то есть такое состояние души и духа, при котором свобода от всяких житейских попечений становится определяющим качеством души, на основании которого и можно молиться. Всяческая суета (молва), которая неизбежна в людях, живущих житейскими попечениями и вообще очень озабоченных заботами "века сего", в том числе и вполне уважительными, иной раз даже церковными озабоченостями , - может так занять пространство души, что вместо молитвы получится лишь фикция, то есть слова, которые объективно значат очень много, но для личности говорящего не значат ничего: проносятся как пустые звуки.

   Не суетитесь, не суетитесь даже в присутствии смерти (а может быть особенно в присутствии смерти), не суетитесь и в присутствии такого величественного явления, как жизнь. Не суетитесь при жизни! Вот слово Евангелия! Слово спасительное, потому что одно из самых существенных проявлений гибельности жизни падшего человека в том и состояло, что молва (суета) стала определять все бытие. Иначе говоря - земное переживание жизни подавило духовное, быт подавил бытие. Вместо жития стало проживание, вместо воспитания себя и своих детей в духе благодати, стало питание, вместо образования по образу Божию стало безобразие. Начало всему суета.

***

   Раздражительность - это не больше чем психологическое качество, и оно не может быть оценено ни положительно, ни отрицательно. Но это психологическое устройство приводит в действие механизм страсти, которая относится к нравственному опыту, а именно страсти гнева. Это особенно очевидно, когда преодоление не становится задачей человека, который "обуревается" страстью гнева, когда буря гнева, мглою кроет душу. В таких случаях речь идет о серьезных нравственных разрушениях, которые, правда, не лишают человека вовсе его призванности к святости.

***

вверх

Противостояние беснованиям

   Описанные в Евангелии бесноватые люди - с ярким, акцентуированным, демонстративно антиобщественным, неадекватным поведением, дисгармоничные - в повседневной жизни встречаются довольно редко. Они обычно называются умалишенными либо душевнобольными, а по традиции евангельского языка и евангельского понимания жизни - бесноватыми, да и сейчас их так называют в среде религиозной. Слово "душевнобольной" применяется для обозначения психосоматического состояния, резко отличающегося от принятой среднестатистической нормы. Когда говорят о лишении или исступлении ума, имеют в виду расстройство ума, который судит о предметах неадекватно и вызывает к жизни поведение, не соответствующее естественному сознанию, которое более или менее верно оценивает соотношение предметов и своей личности с этими предметами.

   Наконец, когда речь идет о бесновании, то отмечают источник этого повреждения, то есть чрезвычайное влияние персонифицированных бесовских сил, вселяющихся в человека: бесовские силы действуют внутри человеческой личности, особенно в людях, не просвещенных таинством Крещения. После крещения бесы действуют извне на человеческое сердце через внушение, которое может приводить к чрезвычайным результатам. Однако у людей крещеных и верующих поведение по типу беснования ничуть не реже, чем у людей не просвещенных таинством Святого крещения.

   Явное выражение искаженного сознания у людей встречается не часто. Большей частью рядом с нами оказываются люди, которые по поведению мало отличаются от остальных, и даже при самом строгом психиатрическом подходе у них не обнаруживаются серьезные психопатические отклонения, но религиозный подход выявляет в уме и сердце такого человека болезненные отклонения. Когда среда безумна, обществу не понять, что оно все искажено. И если мы с точных христианских позиций обратимся к пониманию того, каковы должны быть свойства души, ума, человеческие отношения, нравственные идеалы, мы в свете этого обнаружим горькую и печальную картину существующего мира. Если норма человека есть Христос и бытие Христа, то весь мир по отношению к этой единственной норме можно назвать умоисступленным, душевнобольным и бесноватым. Чем больше люди отступают от жизни Христа и тех духовно-нравственных идеалов, которые открываются в личности Христа, тем более их жизнь открывается как жизнь умалишенных, душевно больных и бесноватых.

   Можно не догадаться, особенно когда нет опыта общения с бесовскими силами, что кругом - люди бесноватые и умоисступленные, можно не догадаться, что речь идет о душевной болезни, особенно когда мы встречаемся с вялым темпераментом, где нет острого выражения, ни депрессивного, ни возбужденного. Беснование в слабых формах можно увидеть только путем тонкого наблюдения, когда в душе наблюдателя живут именно те идеалы и нормы, которые определяет бытие святых небожителей.

   Освященные и просвещаемые светом духовным, светом Христовым, видим мы и себя как отступающих от этих идеалов. Покаяние - это и есть сознательное выражение и понимание своего беснования и готовности и желания освобождения от этого беснования. Поэтому не может быть некающихся христиан. Для освобождения от этого плена недостаточно ни собственной, даже очень глубокой решимости, ни того, чтобы эта глубокая решимость проявлялась в аскетическом делании, ни того, чтобы время от времени таинство покаяния освобождало от случившихся прежде грехов, за которые были ответственны те лица, которых иконописная традиция изображает с рожками, хвостиком и копытцами. Необходима постоянная готовность принять милость Христову, освобождающую от сил бесовских. И даже этого недостаточно, потому что нет такого времени, о котором можно было бы сказать, что бесы перестали действовать. Они выполняют свою грязную, разрушительную функцию всегда. Они разрушают общественную жизнь, разрушают семьи, личности; они могут разрушать потому, что эти разрушительные процессы совершаются при потворстве общества, семьи, личности. Даже когда общество или личность сознательно отказывают такому потворству, говоря действию этих сил свое "нет", при этом сознательном "нет" почти в каждом человеке действует подсознательное, иррациональное "да". Эта иррациональная, разрушительная тенденция в личности и в жизни людей и оказывается той лазейкой, тем проходом, проникая через который, действия сил зла, оказываются успешными, а гнилые плоды оказываются неизбежными.

   Но тогда непонятно - почему лишь очень немногими производится во внутренней жизни аскетическая работа. То ли по обычной нашей российской лени, то ли потому, что нет очевидного и ясного сознания того, что помимо этого личного делания ничего не получится. Один из важнейших видов аскетической работы и одним из условий, при котором влияние зла становится малодейственным, а потом и вовсе бессильным - это непосредственная борьба с силами бесовскими. Те, на кого бесы действуют особенно сильно и кто хотел бы от этого влияния освободиться, по неизбежности вступают в действие, сначала неумело, а затем все основательней. Слишком трудно живется, слишком страшна жизнь, когда сильны эти воздействия бесов на личность, в постоянном вихре смущений, возмущений и всяких других влияний (чаще всего - в виде помыслов.)

   Главный вид борьбы и тех, кто уже вступил, и тех, кто живет довольно расслабленно, и тех, кто даже не видит этих нападений, называется, по традиции святого апостола Павла, - противостояние. Апостолом Павлом, а затем святыми отцами-аскетами в общих образных очертаниях определены условия и характер этой борьбы, и ими дано много ценных указаний.

   Это делание - противостояние - для многих современных христиан остается пустым звуком даже в таких очевидных случаях, как постоянное действие скандала в собственном доме. Где скандал, там - можно быть уверенным! - не обошлось без бесов, и совсем не в мифологическом смысле. И даже в таких очевидных случаях, когда домашние беснуются и все в доме входят в состояние беснования, часто никто не делает попытки внедрить на деле хотя бы один из принципов противостояния бесовщине. Замечательно, что в православии, имеющем в этом отношении богатейший опыт и знание, эти опыт и знание остаются почти совершенно не востребованными, и в частности, именно поэтому в общественной жизни нас так легко побеждают бесы, бегающие по экрану ТВ и в других СМИ. Наш народ, будучи почти совсем не воцерковленным, объявляет себя православным и так легко оказывается побеждаемым силами бесовскими. Беснование, как общий мировой процесс, стремится наиболее овладеть теми пространствами, которые еще хоть сколько-то обладают истинным качеством веры, т. е пространством православным, и это удается. Удается сеять скандалы, постоянное недовольство, недоверие Промыслу Божьему, удается утвердить стремление к плотским ценностям, и желание жить своей психологией, удаются всякие измены - самому себе, ближним и Богу - удается почти все! И все же в этом страшном апокалиптической бесновании кое-что не удается. Не удается окончательно покорить тех людей, которые приняли Христа и с этой верой во Христа живут и причащаются Святых Христовых Тайн, и потому беснование оказывается не абсолютным. Оно сказывается во многих внешних проявлениях, особенно в психологии - этом поверхностным слое веры. Люди успевают жить - хотя и неглубоко - своей слабенькой верой сделать, а бесы успевают сделать все, чтобы непрерывно над землей слышался адский хохот. Кстати говоря, смехотворство, есть проявление известного беснования, которое на языке аскетическом называют страсть уныния.

***

   Христос меньше всего привлекал как личным авторитетом, так и авторитетом чуда, Он стремился привлечь к Себе свободным изъявлением любви. Во всяком, окончательно не взбесившемся человеке, есть духовная, естественная склонность к небу, но эта склонность, вполне индивидуалистическая, диалектически сочетается в нем с презренной страстью к земному, порою в самых низменных, самых подлых выражениях этого земного. Глубоко ошибаются те, которые в эйфории своей церковности считают себя очень духовными людьми, полагая, что то, что они имеющийся у них материал для покаяния есть лишь некоторые случайные, частные проявления, и не видят закона "плоти" действующего в них.

***

   Неверие, маловерие - это тот вид духовного (и душевного) состояния, при котором невозможно добиться реальных и сильных духовных результатов. Такие результаты (например, исцеления) достигаются сознательным и волевым включением в действие аскетических, духовных инструментов (молитва, пост). Неверие делает человека неспособным и к верным и сильным духовным переживаниям.

***

вверх

Душевные болезни

   Когда люди стремятся обрести подлинную веру и не отказывается от обретенной веры, результаты бывают поразительными. В частности, случаи исцеления от душевных болезней становятся не разовыми, а постоянным делом христианского мира. Это не значит, что бесноватые совсем исчезают: их и теперь сколько угодно. Но если сравнить в отношении душевного здоровья состояние большей части человеческого мира с состоянием тех людей, которые веруют во Христа, различия будут разительными! И не потому что среди христиан меньше душевнобольных. В обычном (падшем) состоянии мира человек болен всегда, прежде всего, душевно, только не обязательно клинически. В человеческом мире гораздо больше не острых ситуаций, а того, что можно назвать пограничными состояниями (то есть между явной болезнью и явным здоровьем). Это огромное пространство человеческого содержания - явного здоровья нет ни у кого, кроме Святых. Но все же явно клинических среди христиан значительно меньше, чем среди людей неверующих во Христа.

   Каждая страсть и каждое пристрастие выражают собою некоторое выявление душевных болезней, беспристрастность очень редка и то, что обычно люди считают беспристрастностью, является чаще всего "окамененным нечувствием", равнодушием. Равнодушием пустым и нетворческим, безрезультатным, которое, в конечном итоге, является одной из разновидностей страстной, болезненной природы падшего человека. Каждая страсть и каждое пристрастие является выражением и общего болезненного состояния и конкретной душевной болезни (не просто несовершенства). Человек по природе вещей, как образ и подобие Божие должен быть всегда душевно здоровым, и одно из главных чудес, свершившихся в христианской истории, - это то, что людей, живущих по стихиям века сего, в "срединном", "пограничном" состоянии, Христос исцеляет одним фактом Своего со-бытия с ними!

***

   История христианской жизни - это история опыта преодоления всякого рода душевной не-мощи, опыта, который в наиболее сильных случаях увенчивался абсолютным результатом, то есть святостью, но даже в среднем состоянии у христиан гораздо выше результат, чем у мира, пораженного душевно болезненными представлениями и переживаниями.

***

   Тактика дьявола, направленная на то, чтобы погубить человека в болезни, в 19-20 веках избрала несколько необычное поле деятельности. Теперь открываются не просто традиционные страсти и пристрастия, пораженной оказывается душа человека в целом. Научная психиатрия появилась в конце 19 в., она отражала новое болезненное душевное бытие человека; явным выражением этой новой болезненности является особо острое внимание людей 19 и 20 в.в. к своей психологии.

***

Когда наступают, братья мои, для кого-нибудь из вас тяжкие времена душевных искушений, психологических соблазнов, дурных настроений, мерзостных переживаний - беритесь за три инструмента: пост, молитву и Евангелие - и бегите в Церковь к причастию. Вот что спасительно!

***

   Спасает от душевной болезни только Христос, которому честь и слава! - за то, что Он пришел исцелить погибающий в душевных болезнях мир и исцелил, по крайней мере, ту часть мира, которая искала этого исцеления,и исцеляясь - оказалась с Ним навеки связанной.

***

вверх

Противостояние духам злобы

   Мы пришли к такой дикой неочевидности своей жизни, что для того, чтобы увидеть очевидность, к ней надо идти, совершать путь (хотя, казалось бы, не надо применять никаких усилий, очевидность сама собой должна созерцаться). По нынешним временам, если кто думает, что он сам, по природе своей такой умный, что ему доступны очевидности, то глубоко ошибается, на самом деле он совсем не умный, а только имеет вид мнимой мудрости. Для того, чтобы придти к очевидности, надо работать и умом, и сердцем. Дело не в количестве знаний. Многое знание имеет обычно вид мудрости. Информационное многознание в некотором смысле есть безумие перед верой, многознание, даже когда оно относится к множеству богословских знаний, не только не спасительно, а есть вид той ложной мудрости, который только надмевает, а для того, чтобы начать видеть очевидность следует всматриваться в Евангелие, потому что главная очевидность есть как раз в Евангелии.

   Время Великого поста - это время, когда со стороны православных должно быть проявлено особое стремление по изгнанию бесов из самих себя и из своих ближних.

   Пост и молитвы нужны для того, чтобы уметь обратиться к Богу, потому что без настоящего духовного поста к Богу не суметь как следует обратиться и без настоящей молитвы "не внидет прошение мое пред Тя Господи".

   Великий пост должен осознаваться как особенное время, когда следует переживать себя и как материал и как инструмент. Как материал, потому что есть нужда в том, чтобы влияние бесов, "духов нечистых" не было столь очевидным (это та очевидность, о которой много говорят, но гораздо меньше видят). В чем конкретно состоит эта влияние на каждого человека? При такой постановке вопроса удивительным образом очевидность вдруг перестает быть очевидностью, пропадает. Вообще - очевидно, но как только является необходимость осознать - как конкретно и лично влияют бесы на личность - зрячесть пропадает. Тогда и нужно себя осознать, сделать некоторое движение к очевидности, чтобы увидеть себя тем материалом, над которым следует поработать собою как инструментом, когда следует испросить у Бога реального и решительного действия!

   Путь к очевидности совершается постом и молитвой. И это одна из задач Великого поста - пройти путь своей жизни, своей собственной души, ведущий к очевидности. Разумеется, не просто для того, чтобы приобрести еще одно горькое знания, а ради того, чтобы найти те очевиднейшие возможности, при которых это горькое знание станет не таким горьким, будут совершены те действия, которые неизбежно призывают Господа. Это и есть тот аскетический опыт жизни, которым проходили все Святые и, прежде всего, Преподобные.

***

   В подлинных, глубинных смыслах, а не в схемах открывается духовное содержание жизни во всей ее полноте - и личностной и природной (какой она была по акту творения и в том, что грехопадением скрыто и испорчено, но может быть восстановлено); и жизни на вершинах духа, и жизни общественной и жизни национальной. Все это возможно увидеть не по поверхностному ползанию, а в глубоком существе. Возможность увидеть и себя, и другую личность, и общество и народ раскрывается только тогда, когда Христос оказывается не мертвой литературной тенью и не этическим материалом, и не содержанием для полуистерических сентиментальных экзальтаций. Такая возможность бывает очень редкой, может быть, несколько раз в жизни.

   Для ее осуществления необходим аскетический опыт, по не сам по себе, а как хорошая очистительная подготовка; необходимо также постоянное внимательное вчитывание в евангельское слово; необходим молитвенный опыт, с обращением к Личности божественной, к Личности Христовой. И лишь тогда, когда Христос начинает занимать подобающее Ему место в человеческой личности и его жизни, и начинается движение вглубь самого себя. Тогда грех становится виден не просто как факт, а во всей его безобразно-разрушительной и одновременно пленяющей наготе.

   Очень важно пытаться каким-то образом проникать внутрь и своей собственной личности, и других личностей, проникать не психологически, а духовно-нравственно. Это важно не само по себе (само по себе такое знание несет только горечь), а потому, что лишь тогда, когда это начинает входить в душу и личность, начинает тем самым становиться все более острым, живым и желанным стремление войти в подлинную, заданную Христом норму человеческого бытия. Для того и создан человек, чтобы быть образом Божиим, и для того и Иисус Христос пришел, чтобы освободить от неподобия, а неподобие это должно быть увидено.

***

   Христианину необходим подвиг вольный - и не на мгновение, как у некоторых мучеников, а на всю жизнь - подвиг святой жизни, в котором постоянно утесняется личность и испытывается грех и несовершенство жизни. Преподобная личность "утесняется" до такой степени, когда она уже не только может испытывать себя, но и испытывать время, "ибо дни лукавы суть".

***

   Так нередки самообманы! Вот обычный самообман псевдорелигиозного устроения по типу "преподобничества": "Я займусь собственной душой, а что происходит в мире, об этом судить не мне и незачем: "дни лукавы суть, мир во зле лежит, не любите мира, ни того что в мире". (Правда, обычно забывается другое Евангельское слово: "так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, да спасется им мир"). При таком подходе легко находятся уютные норки для псевдопреподобнического существования, которое никакой силы не имеет, а является простым уходом от действительности. Тогда остаются действовать в этой действительности одержимые духом нечистым, а те, кто в преподобническом инстинкте укрываются в свои тихие углы, своим укрывательством и потворствуют тому, что духи злобы поднебесной активно действуют во всем пространстве между землей и небом. И делают все, что хотят, и губят наших детей, и губят наш народ! Как же приятно прятаться в уютные, симпатичные, вполне "преподобнические" норки. И тогда глубокая, тонкая, серьезная очевидность так и останется сокрыта для тех, кто прячется в эти норы. И они так и проживут всю жизнь, прячась от жизни и давая возможность тем, кто не прячется, сражаться в одиночку. И все более неприкрыто и очевидно станут действовать духи злобы поднебесной. Они действуют тогда не просто конкретным внушением на каждую отдельную личность, они действуют так широко и всеохватно, что все великие пространства нашего Отечества оказываются покрытыми всюду рыскающими бесами!

   Но остались еще те, кто не может удовлетвориться очевидностью этой надвигающейся и уже надвинувшейся беды, кто и сам вступит в личную борьбу с тем духами зла, которые, непосредственно влияя на него, внушают ему неверные мысли, чувства и интенции. Они окажутся способными, вместе с другими, и к действиям общественным. Да послужат они орудием для того, чтобы бесы не так безусловно побеждали Святую Русь!

***

вверх

дальше >>>


 ©2024 Храм Трех Святителей на Кулишках. При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
  Предпочтительные установки монитора от 1024 x 768.


Rambler's Top100 РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Православие, самодержавие, народность Фома.Ру - Портал для сомневающихся Фонд Русская Берёза Создание 3d панорам и 3d виртуальных туров.