Главная страница
Новости
История храма
Слово настоятеля
(rar) Заметки о национализме подлинном и мнимом
(rar) 24 Слова о Вере
(rar) Очерки христианской этики
1. Бог и человек
2. Промысел Божий. Воля Божия и ее исполнение
3. Евангелие и жизнь
4. Крест и воскресение
5. Значение церкви
6. Духовно-нравственные идеалы
7. Дары духовные
8. Практика веры
9. Любовь к Богу и людям
10. Опыт святости
11. Служение Богу и людям
12. Смысл жизни
13. Противостояние миру
14. Христианское вероучение и нравственность
15. Страсти и аскетика
16. О неосуждении
17. Покаяние как духовно-нравственный процесс
18. Психология, нравственность и человеческие отношения
Храмовая гимнография
Виртуальный тур
Расписание богослужений
Фотолетопись
Приходское видео
Творчество прихожан
Школа Православной семьи
Наши публикации
Регентские курсы
Объявления
Наши координаты
3. Евангелие и жизнь.

Евангелие и жизнь

Запомнить бы раз и навсегда, что нет ничего драгоценнее Евангелия, в которомживет Христос, Евангелия, каждое небесное слово которого призвано к тому, чтобыувести нас к свободе небесной от земного холопства! Только тогда, когда слово Божие станет действительно Словом нашего сердца, разрушит тьму, всякие соблазны, всякие позывы ко греху, к любой видимой самостоятельности, когда дух свободы станет желанным как великий дар, который посылается Небом, - только тогда начнется настоящий процесс, который освободит нас от всех разрывов и дисгармоний, освободит нас и от жестокосердия и от неверия сердечного, и даст нам великую радость стать открытыми людям и Богу живыми чадами Божьими.

***

Все, что есть в Евангелии, всегда может при сопоставлении с собственной жизнью, вызвать хотя бы некоторое покаянное ощущение, потому что это сопоставление дает возможность увидеть собственные несовершенства. Если хотя бы с этой целью читать Евангелие, можно достигнуть хороших результатов. Читать Евангелие нельзяс эстетической, или с информационной или с другими целями, с которыми обычно читается любая другая литература - получить удовольствие. Получить удовольствие от Евангелия можно, но тогда не получишь нелукавое сердце, а если будешь читать для того, чтобы увидеть Бога и себя в этом зеркале, тогда удовольствия особенного не получишь. Радость - да, но одновременно с радостью и горесть. Радость оттого, что увидел Бога в Боге, а горесть оттого, что в свете Бога увидел себя. И если так всегда читать Евангелие, пройдет немного времени, и обнаружатся в самом себе такие результаты, которые так и не были приобретены за годы жизни, в которой такого чтения не было. И один из постоянных вопросов, который в частности задается почти всеми: “отчего проходят годы, а я совершенно не меняюсь?” получит один из возможных ответов: “потому что не правильно читается Евангелие”.

***

Многие относятся к Евангелию как к цитатнику, из которого берется материал для подкрепления своих собственных конструкций, фантазий, предположений. Но тем, кто искренне желает, заглянув за внешнюю канву слов, увидеть хотя бы часть того знания, которая в нем объективно существует и которая бывает видима только полнотою Церкви, открывается время от времени хотя бы некоторая часть этого знания. Но открывается только тогда, когда ее ищешь, когда задаешь Евангелию и самому себе вопросы, а не подходишь с готовыми ответами, даже и благочестивыми. Потому что даже люди по всем, так сказать, нравственным параметрам благочестивые, но довольствующиеся этими готовыми ответами - живут схемой, а не жизнью, против чего всегда с такой непримиримостью восставал Христос. Но, с другой стороны, жизнь строится не на основании анархических своевольных и своеумных представлений, а только на основании правды Божией, которая бесконечно обширнее, но и определенней и любых своеумных и неумных фантазий и внешних схем.

***

Христианину необходимо научиться соотносить Евангельские факты с фактами своей жизни. Мы не такие высокие люди, чтобы жить только Евангелием, забывая совершенно о себе - это может получиться только в прелестных мечтаниях, в воображении. Но Господь этого от нас и не требует. Известны были люди таких высочайших глубоких смыслов, которые жили только Евангелием, о себе забывая вовсе. У нас задачи попроще и поестественней - научиться или хотя бы желать научиться исполнять очевидно необходимое. Наша задача в этом отношении состоит в том, чтобы, соотнося факты своей жизни с фактами Евангельскими, открывать для себя это очевидно необходимое. Так было не только в отдаленные времена, так может происходить всегда и с нами тоже - по духовному содержанию. Это относится ко всему – идет ли речь о личности, об обществе или о своем народе.

***

Любое явление для человека оказывается значимым постольку, поскольку он принимает именно сущность явления, а не останавливается на поверхности. Все, что видит человек, что он слышит, о чем читает, что происходит в его душе, может оказаться поучительным лишь в силу стремления его поучаться и, значит - из всего извлекать уроки, относящиеся к его душе и жизни. И в этом отношении наиболее ценно значимо и поучительно Евангелие, потому что оно открывает для каждого настоящие смыслы и поучает тому, как необходимо все оценивать и как надо жить.

***

Евангелие удивительно, потому что оно в кратких и лаконичных словах раскрывает такое богатство верных догадок, не ветхозаветных норм, а всего целостного органического духовно-нравственного устройства, которым только и можно жить. Потому что в нем всегда чувствуется и знается - и объективно высшая и открытая одновременно для всех и лично воспринимаемая и умственно уразумеваемая и сердечно живая правда жизни. Правда той настоящей Жизни, которая стремится к подлинному благу, а значит и к подлинному блаженству. Слава Господу, даровавшему нам, благую весть об этой великой живой правде.

***

Евангелие содержит очень богатые духовные внутренниенапряжения. Даже если вполне отчетливо не удастся выразить ни самому себе, ни другим, в чем эти напряжения состоят и как и почему они касаются души, не совсем религиозно бесчувственное сердце их слышит. Хорошо, но недостаточно просто слышать или даже радоваться тому, что слышишь эти напряжения и пытаешься соотносить их со своим опытом, со своими духовными или, по крайней мере, душевными реальностями. Этого недостаточно, потому что ум нам дан Богом не только для того, чтобы понимать происходящие явления внешнего мира или внутренние психологические содержания, но и духовную суть явлений, в том числе и духовную суть слова.

И в общем ряду духовных напряжений - чтобы человек верно соотносил себя с реальностью, чтобы правильнее видел себя, обретается настойчиво предлагаемое Христом понимание внутренней взаимосвязи чувства с той реальностью, которая делает это чувство не мнимым, предметным.

***

Мы дошли до такого состояния дикой не-оче-видности в своей жизни, что для того, чтобы увидеть очевидность, - хотя, казалось бы, тут не надо применять никаких усилий, она сама собой должна видеться, на то она и очевидность - но нет, оказывается, к ней надо идти, совершать путь. И по нынешним временам, если кто думает, что он сам, по природе своей такой умный, что он видит эти очевидности, то на самом деле он совсем не умный, а только имеет вид мнимой мудрости. Сейчас для того, чтобы придти к очевидности, надо работать и даже больше работать не умом, а сердцем, а если уж и умом, то не ради того чтобы набирать побольше знаний. Многознание и есть обычно вид мнимой мудрости. Многознание информационно, и оно есть безумие перед верой; многознание, даже когда к нему относится множество богословских знаний, на самом деле не только не спасительно, а есть вид той ложной мудрости,которая только надмевает, а для того чтобы начать видеть очевидность, следует начать видеть Евангелие, потому что главная очевидность открывается как раз в Евангелии.

***

Когда при чтении Евангелия вызывается как бы само собой, естественное чувство стыда, в этом, вероятно, есть довольно верный признак, что Евангелие читается правильно, что уже объявились по жизни души верные основания и она воспринимает Евангелие, исходя из этих верных оснований.

***

вверх

Евангелие и следование за Христом

Известно, традиционно и печально проявление расслабленности христиан нынешнего времени в отношении к Евангелию. Жизнь в целом оказывается бледной, рассеянной и бессильной, и делать ничего особенно не хочется, оттого что Евангелие читается, как заданный урок. Годы идут, и ничего не меняется; по-видимому, человек ничего уже от себя и не ждет. Если при чтении Евангелия не ищется в нем каждый раз, со внимательным вглядыванием в каждое слово, личный для себя урок; если не ищется живая Личность живого Бога, если такой задачи вовсе не ставится, то можно почти не сомневаться, что неизбежно осуществится отрицательный стандарт: постепенно возрастающая вялость чувств, неохота и безволие к какому-либо деланию, особенно духовному, ощущение бессмысленности жизни и все прочее.

И прямо наоборот, известно по опыту, что когда к Евангелию относятся как к драгоценнейшему для себя опыту вживания, как к самой главной ценности острого переживания нравственных пониманий; когда через Евангелие происходит прорыв в глубину духовных осознаний; когда, предвкушая, ищут радость от встречи с Евангелием; когда эти установки вживаясь в сердце, осуществляются в жизни – тогда, несмотря на кажущуюся бесплодность, не может такой опыт оказаться окончательно бесплодным. Не может! Жизнь духовная и образ Божий возьмут свое!

Слово Божие драгоценно не только потому, что оно приготовляет человека следованию за Христом, но и потому, что, если кто этот образ принимает, как сопутствующий и определяющий всю жизнь, тому Евангелие дает настоящую жизнь!

***

Когда человек еще находится в предвкушении, предощущении призвания к небесному опыту жизни, пусть знает, что без обращенности к слову Божию этот опыт не получится. Невозможно стать мастером никакого дела, если прежде не поучиться этому делу. В духовном деле каждый призванный обязан становиться мастером. Мастером, перерабатывающим свою душу. Это и есть призвание, осуществляемое в жизни - постоянно заниматься, не теряя ни одного дня, переработкой своей души. Каждый день,прошедший в смысле переустройства своей личности впустую, ложится не пустым весом на отрицательную тарелку весов, а тянет во ад. Но прежде всего – слышание Слова Божия.

Слышание - это не только слушание, хотя начинается со слушания или с читания. Слышание слова Божия есть приятие этого слова в свой ум, свою душу, свое сердце с готовностью с этим словом свою жизнь сочетать. Когда слышишь слово Божие, говори себе: “Это про меня и для меня. Это мне очень важно”.

Через слово Божие желающие видеть и слышать начинают видеть и слышать Самого Бога. Так много людей в Евангелии обрели не только учебник жизни. Это почти ничего, если нет главного, то есть если в Евангелии не обретен Христос. Слышание слова Божия потому так ценно, что в нем различается Сам Христос - Живой Христос Бог! А когда различается Христос Бог, то Им и хочется жить, потому что все остальное, включая самого себя, душа сознает как нечто гораздо менее ценное.

***

вверх

“Имеяй уши слышати, да слышит” (Мф.13,9)

Только те, кто имеют особый духовный орган, орган духовного слышания, оказываются способными расслышать слова Иисусовы. Один из очевидных признаков наличия такого органа: сердце при слышании евангельского слова не может остаться пустым и равнодушным, что-то с ним происходит, пусть даже не вполне определенное и описуемое, что-то в нем особым духовным чувством свидетельствует о том, что услышано,. Это чувство смешанное, в нем должна быть и радость и печаль, потому что почти каждое слово Иисусово пристыжает того, кто еще не разучился стыдиться, пристыжает, потому что всегда дает возможность увидеть разницу между той заданностью, которая дается словом Иисусовым, и той данностью, которая видна в себе. И чувство некоторой внутренней тревоги: “Успею ли? Исполню ли? Войду ли хоть в понимание, войду ли в делание?! А если с сердцем ничего не происходит, когда слышатся и читаются слова евангельские, это значит, что этот духовный орган (орган духовного слышания) либо вовсе отсутствует, либо на это время оказывается неработающим по какой-либо причине. Любые проповеди и любые размышления над Евангелием имеют цель попытаться растормошить этот орган духовного слуха, чтобы он смог услышать и принять слышанное.

Есть какая-то необходимость особого вслушивания в слово Божие, потому что при всей его кажущейся простоте в нем всегда содержится некая тайна; тайна духовная, тайна Божия, тайна Царствия. “Не всем дано слышать тайны Царствия Божия”. Значит, любая притча - это притча о тайне, содержащая в себе тайну Царствия Божия.

***

Никогда Святое Евангелие не может быть поводом для собственных своих суждений. Евангелие вообще не может быть поводом, Евангелие имеет ценность само по себе и оно всегда к месту и к делу.

***

Вера по своей природе проста, но люди часто упрощают в своем понимании сущность веры настолько, что она становится уже не простой, а плоской. И безжизненной, потому что жизнь всегда объемна и подвижна при всей ее простоте. Плоска тень. Плоско застывшее двухмерное изображение жизни, хотя оно может быть нередко и чрезвычайно красочным, хотя и далеким от той жизни, которую изображает. Плоско и иллюзорно всякое изображение жизни.

Евангелие поразительно своей неиллюзорностью, хотя порою кажется, что оно содержит схемы, но если отверзнуть глаза пошире, чтобы тьма, которая в тебе, стала светом, - раскрывается в этой кажущейся схеме поразительная полнота жизни; ибо она предлагается Самим Христом Жизнодавцем. В любой Его схеме всегда больше жизни, чем в любом самом художественном изображении.

***

вверх

Предельные категории Евангелия

Высшие смыслы текстов Священного Писания открываются не хорошо действующим рационалистическим умом (при всей глубине почтения нашего к уму), но только преданием, берущим свое начало от апостолов и оставшимся неповрежденным во всей православной истории, во всей практике жизни. Только тогда, когда эти тексты поверяешь священным для православных преданием, - они открывается сердечной вере, живущей преданием. В этих текстах открывается то, что знает Церковь, и если человек хоть что-нибудь понимает, то только потому, что он живет духовным опытом церкви, но словесное описание этого опыта почти невозможно.

Одно из главных слов Евангелия, наиболее опошленных в профанной практике двадцатого века, - это слово дух. К слову “дух”, не очень смеют приступать люди нерелигиозного сознания, потому что оно для них слишком неопределенно, непредметно, либо вне любого типа их понимания, но к слову “духовность” они осмеливаются приступать. Слово “духовность”, хотя имеет генетику в слове “дух”, затаскано по словесным, эмоциональным, и психологическим рынкам идей и ощущений, и потому все делают вид, что понимают это слово, но на самом деле нет в нем ничего понятного, если оно прямым образом не связано с “умом” религиозного сердца. Иначе нет никакой духовности, все это только мнимость.

То же можно сказать и о другом слове Евангелия – мир, оно принадлежит к числу первых духовных Евангельских слов. “Мир вам” (Ин.20,19), - сказал Спаситель, явившись “дверем затворенным” к ученикам, собранным вместе в Сионской горнице.

Это слово в своих обычных человеческих представлениях еще более запутанно, при всей его кажущейся очевидной ясности. Почти повсеместно содержание слова “мир” относится почти исключительно к нравственной и психологической действительности. Но это глубокая неправда. Разумеется, у этого слова имеется и нравственный и психологический смыслы, но оно имеет совершенно иной смысл, когда Христос говорит ученикам: “Мир вам” или: “Мир оставляю вам. Мир Мой даю вам” (Ин.14,27). Из этого, по крайней мере, можно догадаться, что мир, как безусловное равновесие, как ненарушаемый покой, как полная невозмутимость, состоит из созданных Богом для человечека творческих условий бытия. Понятно, почему слово “мир” в психологическом контексте открывает ощущение, довольно близкое к духовному: речь идет о мире, как о простом психологическом спокойствии. Но можно догадаться, что когда Христос говорит "Мир оставляю вам", предлагается большее, а вернее сказать, другое содержание, но из него можно вывести и психологический мир. Речь идет о том модусе бытия, типе жизни, который без Христа немыслим и который открывается в Евангелии.

Мир Христов - это мир, прежде всего, божественный, это мир, связанный с божественной реальностью бытия, это мир, дорога к которому открывается в Царствии Божиим. Но это для верующих людей не совсем непонятно, потому что сказано: “Царство Божие внутрь вас есть” (Лк.17,21), и не верить словам, сказанным Христом, мы не можем. Но опытно этого мы почти не знаем, и только когда мир, ниспосылаемый Самим Богом, касается той глубины Царствия Небесного, которая содержится, по слову Божию, внутри нас, возникает, как от искры, соединение этой Высшей Божественной реальности с ней же, но внутри нас пребывающей. И это совершенно поразительно. Люди верующие это знают не просто по некоему тонкому духовному ощущению, а опытно. Знают, например, потому что причащаются, потому что каются, исповедуются. При этом знание не обязательно открывается на чувственно-психологическом уровне, определенно свидетельствующим, что снизошел мир Божий. Здесь совершается гораздо более глубокий опыт, чем опыт простого психологического переживания, он показывает, что случилось внутри сердца нечто превосходящее и само сердце. Описать это словесно невозможно, только опыт святости и проникновения в Евангелие дает некоторые подсказки, которые могут хоть отчасти направить осознание сердца в верную сторону; и направляют именно потому, что хоть и несовершенный, но опыт действия мира Христова лично известен.

И тот кто хорошо опытно знал мир Христов, постоянно печалился, что этот мир не пребывает в нем постоянно и с полнотой, так желанной сердцу. Таков был, например, в ХХ веке великий старец Силуан. Эта печаль о мире Божием, который так хочется иметь в себе, есть начальный духовный мотив всякого нормального покаяния.

***

Духовная жизнь - это такое устройство личного бытия, при котором есть личное и глубокое стремление к тому, чтобы однажды сделанныйвыбор в пользу веры стал определяющим во всем! Так, чтобы когда читаем Евангелие, то в каждое слово всматриваться с напряженным сердечным и даже больше чем сердечным, вниманием, с тем вниманием, которому даже и слова не найти. Каждое слово Евангелия, как бриллиант, как высшая ценность должно входить в душу,определяя все устройство жизни и раскрываянастоящую ценность бытия!

***

Библия и Евангелие издаются миллионами экземпляров, и почти в каждом доме среди народов, воображающих себя христианскими, на полке почетно пылится книга Евангелие. И даже среди тех народов, где традиционно было принято постоянно обращаться к евангельским текстам, хотя бы для исследования, теперь только немногие, учащиеся в университетах, обращаются к слову Божию, а из этих совсем уже никто не обращается к слову Божию как к живому слову, в котором слышится призыв. О нашем народе говорить в этом отношении не приходится. В 20-е годы оказались выброшенными и сожженными многие миллионы Евангельских книжек. И хотя они и вошли теперь в некоторые дома, но и в этих немногих домах Слово Божие не читается. Не слышится призыв Божий на царский пир, а где и слышится – доносится от слушателей привычное и унылое ответное слово отречения от призыва Божия: “Имей мя отреченна” (Лк.14,18), – говорят призываемые. Слово Божие оказывается недостаточным, чтобы в ужасе всколыхнуть души, умы и сердца слушателей, и проходит бесплодно. Ум занят своим, и сердце занято своим, и органы слышания и зрения заняты своим.

***

Некоторые читают Евангелие по тому же солдатскому долгу, по которому и спешат каждое воскресенье к Божественной Литургии, но читая, ни одного слова не понимают, потому что ничего не задевает. Ни одного слова для них внутренне не оказывается содержательным, потому что душа не рвется к этому чтению. Тогда и получается бесплодие, которые сам человек и засеивает в своей душе. Тогда вместо религиозной жизни открываются фарисейские мнимости.

вверх

О простоте Евангельских смыслов. Схематизм.

В Евангелии по существу нет ничего сложного. Надо только верно понимать, что такое простота и что такое сложность. Обычная человеческая сложность - это привнесение в дело, в котором виден главный ясный смысл, своих дополнительных, человеческих представлений или предварительных идей, соображений, которые живут в человеке помимо и до всякого его дела и всяких конкретных соображений по ситуациям и помимо даже того, что предлагается Богом через обстоятельства как материал для простого рассмотрения и простого решения. Эти-то порою довольно противоречивые, предварительные, чаще всего взятые из подсознания суждения и чувства, живущие в человеческом уме и сердце, и усложняют довольно ясную и простую - как по самой ситуации, так и по мысли и по чувству действительность.

Мало кто соглашается с тем, что усложненность, которую он вносит в жизнь, есть усложненность неправды. Каждый вносит в мир свою априорную неправду; и в бесконечном переплетении человеческих судеб и пониманий, в переплетении многочисленных неправд живет и движется мир. И если бы Бог Своею благою волею, Своею бесконечною правдой, превышающей любое человеческое понимание, Своею высочайшею и жертвенною любовью не исправлял, не корректировал постоянно эти возникающие сложности, мир, безусловно давным-давно запутался бы и в этой спутанности, как в паутине погиб. Мир держит Бог - мир держится Богом - другой возможности нет.

Но одно дело - та простота, которая предлагается Богом и которую принять из-за человеческой усложненности бывает так трудно, потому что свое лезет вперед и хочется сломить Божию правду; а другое дело - та схематическая простота, которая на самом деле никакая не простота, а упрощенностьмертвой схемы, которую так многие вольно или невольно пытаются внести в жизнь собственную и в жизнь других людей, рядом с ними находящихся, в жизнь ближних. Это и становится источником дополнительной сложности. Схема всегда кажется довольно простой. А когда сталкиваются две схемы, противоположные настолько, что одна абсолютно противоречит другой, невозможно найти верное и простое решение на основании каких бы то ни было умственых человеческих представлений. Тогда и приходит на помощь Евангелие, не как вечный рецепт, а как способ найти верное видение и понимание, как глубокий жизненный алгоритм жизни, с которым и нужно сверять все. Но при этой сверке обнаруживается, что Господь хочет возвести к такой головокружительной простоте, которую понести не многие оказываются способными, тем более принять это как собственную задачу.

***

вверх

Скепсис

Читать Евангелие всегда несколько стыдно, хотя оно и представляет собою торжество веры.

Евангельское чтение о Фоме (Ин.20) в этом отношении более характерно, чем любое другое, потому что здесь в таком виде предстает человеческая природа, что очень странно было бы не стыдиться; стыдно, потому что понятно, что и ты не другой природы - та же самая.

Дело не в том, что Фоме, для того чтобы в его сердце открылась вера, было необходимо прикосновение осязательного опыта. И не только в том, что у него был скептический характер ума. Скепсисом вообще поражены умы, развращенные грехопадением; скепсис - это и есть признак развращенного ума, как, впрочем, и обратное этому легковерие в тех случаях, когда доверять совершенно невозможно. Как, скажем, Адам поверил змею. И сколько раз за свою жизнь каждый изчитателей Евангелия верил невидимому змею, когда он говорил явную глупость.

Не только верил, но и исполнял. Когда змей, например, говорил: “не молись, ты устал, да и не в этом духовность”. Сколько раз этого змеиного совета слушались, да еще и уверяли себя, что, действительно, духовность не в этом, и так духовны. Сколько раз, когда змей говорил: “Иди на грех”, - и ты, зная по опыту, что пройдет какое-то время, и все равно побежишь каяться, потому что противно и стыдно и мерзко, - все же доверяешься лживомууказанию змеиного ума. Сколько раз, имея опыт более чем бесплодности - разрушительности всяческих в себе копаний, как только приступал змей, только приближался, и ты, при приближении его, начаинал разворачиваться в этом “сладком” рефлективном копании! Короче говоря - и скепсис и ложное слышание суть признаки развращенного ума.

Но Фома - не Иуда. Апостол Фома стал святым, и Евангелие предлагает материал, из которого так ясно, что с ним свершился переворот, когда явился Христос и сказал: “Мир вам”. Переворот, состоящий не только в том, что он перестал ставить на первое место поверхностный сенсуальный опыт, удостоверяющий в реальности чего бы то ни было. Дело в том, что он утратил скепсис, понял всю дешевую поверхностность этого внешнего опыта, чрезвычайную недостаточность, но и развращенность этого скептического ума и постыдность маловерия, когда как раз необходима вера. Фома начинает очень длинный ряд в христианской истории тех, кто так же, как и он преодолевали поверхностный материализм чувственного опыта, разрушительного скепсиса и беспечного маловерия ясностью и простотой чистой евангельской веры.

***

вверх

Восприятие слова Божия сердцем человека.

Евангельское знание предлагает некоторый набор причин, которые мешают слову Божию проникнуть в душу человека и творить плоды. Это разрушительные действия сил зла, малодушие и жизненная суета. Нетрудно увидеть здесь логику причинно-следственных связей. Эта логика известна людям наблюдательным и по жизненной практике. Особенно хорошо известна и понятна житейская суета, которая настолько занимает сердце и ум, что даже мысль о духовной жизни не успевает пробиться сквозь эти пространства суеты. Менее понятно, как дьявол проникает в душу человека, унося слово Божие; психологически понятно, как непостоянство и мелкость духовной жизни не дают возможности слову Божию укорениться в душе.

Менее всего понятно - как слово Божие укореняется, возрастает и приносит плоды. Почему Бог дает каждому разные таланты – не нам судить. Не нам судить Бога, даровавшего разные и по степени и по качеству таланты. Доброе плодоношение должно быть осознанным. Его не могут не увидеть и окружающие люди, если только глаза их не застилает тьма зависти и невнимания. Если же они сами хотят, чтобы в реальностях их собственной жизни. действовали высокие плоды духовного сознания, переживания и практического жизненного опыта, они должны присмотреться к Евангелию, в котором они увидят те условия, при которых эти плоды произрастают. При этих условиях добрый плод не будет унесен дьяволом, задавлен суетой, и не упадет на недостаточную глубину души.

Евангельский текст дает для этого ключевое слово - "хранят". Христос говорит о хранении семени слова Божия в своей душе (Лк.8,15). Хранить в органических формах можно лишь то, что представляется драгоценным; то, что в сердце переживается как драгоценное не по теоретическому знанию и чувственному ощущению, а по сердечной глубине; то, что сеется Богом и Евангелием, стоит наряду с самым дорогим. Наряду с причастием Святых Христовых Тайн, наряду с собственной молитвой, обращенной к Богу, как вздох души, как покаянное движение сердца, желающего вырваться из своего непостоянства, страстности и прочих суетных мерзостей. И это слово, хранение, для любого, кто желает слышать слово Божие, есть повод для сопоставления содержания собственной жизни с теми условиями, которые Богом поставлены. При таком сопоставлении многие со стыдом преклоняют голову, осознав, что у них нет нет ощущения драгоценности слова Божия, которое заставит хранить то, что драгоценно в глубине сердца. Такая проверка позволяет честно взглянуть на себя. Может быть, в результате этого честного воззрения заставит начнутся хоть какие-то действия, направленные на то, чтобы слово Божие начало обнаруживать свое драгоценное содержание. И переживание драгоценности заставило бы до конца жизни сохранять это содержание.

Но это лишь начальное условие, потому что, если остановиться только на сохранении, “семя слова” может оказаться вполне мертвым, особенно если мотив этого “сохранения” имеет второстепенный оттенок и смысл: например, ради ощущения высокой эстетичности слова Божия, или замечательной философской глубины, или яркости мистического переживания, что само по себе не так и плохо, но по сравнению с главным содержанием, которое ожидает Бог - развитие в сердце человека семени Своего слова - значит не много. Поэтому необходимо разглядеть и другие условия, которые делают это хранение небесплодным.

Христос говорит: “Хранят сердцем благим и верным”. Именно при этом условии хранение становится живым процессом, приводящим к живым последствиям. “Хранить в сердце” - это не то же самое, что хранить, например, в памяти разума. Память сердца сильней, потому что эта память внутренне деятельная, и плоды, которых ожидает Бог, могут быть только тогда, когда есть внутреннее содержание, соответствующее Божественному ожиданию. И тот внутренний плод, о котором говорят святые отцы и который ими называется “созерцание”, ставится выше того плода, который ими же называется “делание”.

Сердце является добрым не в упрощенно моральном смысле, а с точки зрения метафизического духовногодобра, которое исходит от Бога и пребывает в человеке как в образе Божием. И даже если это слово - “благое сердце” - отнести исключительно к внутреннему состоянию сердечного бытия, независимого от слова Божия, его благость особенно проявляется, когда оно сочетается со словом Божием. Рост дает сочетаниеблагости, данной человеку как образу Божию, с откровением Божества в слове Божием.

“Верное сердце” оно приобретает нравственное и духовное содержание, только когда оно осуществляется не просто по собственным автономным склонностям, пристрастиям, собственным ощущениям, а когда направлено к Тому, Кому и должно сердце хранить верность. Когда сердце оказывается верным Богу, оно верно и слову Божию. И тогда в сердце образуется глубокое соответствие личностного содержания тому, что оно услышит в слове Божием.

***

Спаситель как видно из Евангелия, чрезвычайное значение придает духовным немощам, то есть грехам. Прежде Он освобождает от греха, потом уже исцеляет от болезней. В наше время все переставлено местами. По внутреннему чувству, по переживанию, по значению для болящего человека гораздо важнее стать освобожденным от болезни, чем от греха. Очень немногие люди с остро работающей совестью глубоко и болезненно чувствуют свое отступление от Бога. Они ясно сознают, что их отступление от Бога и правды Его прежде всего состоит в том, что они не творят волю Божию.

Большей частью люди рассматривают обязанности, относящиеся к творению воли Божьей как некий набор отдельных задач, не связанных гармонически, не объединяющих личность целостностью внутренних устоев, мотивов и всего строя жизни. Параллельно, не сходящимися линиями существует, с одной стороны - духовное знание, а с другой - текущая жизнь. Протекает довольно странная жизнь, когда не происходит корреляции текущей профанной жизни с духовным знанием: жизнь сама по себе, а знание - само по себе. Это относится даже к нравственной сфере. В лучшем случае душа постоянно испытывает недостаток этого духовного знания,действительно “алчет и жаждет правды”.

Для того, чтобыв общих чертахвыявитьволю Божию, достаточнопростовнимательно прочитывать Евангельские тексты, особенно относящиеся к нравственной жизни. Это необходимо, если не для того, чтобы исполнять, то хотя бы для того. чтобы осознать, насколько далеко расходятся между собою те требования, которые предлагаются христианским знанием и обычной, текущей действительностью. Чтобы уничтожить или хотя бы сократить этот разрыв, необходимо эти нравственные евангельские требования принять как свои. Если они не становятся своими, не следует удивляться тому, что грехи наши остаются при нас неизменно. Это происходит потому, что греховные склонности живут в сердце, возбуждая к греховному действию; они живут, ибо человек не ставит перед собой целостной задачи творчества, творения из себя “нового человека” по тому образу, который предлагается Евангелием, Святой Церковью, о котором не размышляет ум и сердце. В таком случае, если даже Господь скажет: “прощаются тебе грехи твои, восстань, возьми одр свой и ходи”, человек может продолжать лениво валяться на своем одре. Лень вставать, неохота брать тяжесть, скучно идти - нет желания внимательного рассмотрения применительно к себе самому тех требований, которые предлагают апостольские послания в качестве направлений нормальной нравственной христианской жизни.



вверх


 ©2024 Храм Трех Святителей на Кулишках. При перепечатке ссылка на сайт обязательна.
  Предпочтительные установки монитора от 1024 x 768.


Rambler's Top100 Фома.Ру - Портал для сомневающихся сайт WWW.ZVON.RU Акция Георгиевская ленточка Фонд Русская Берёза Создание 3d панорам и 3d виртуальных туров.