|
Смысл жизни
Все, что есть в мире, отрицающем вечность, не может победить вечность, царствующую в Церкви и в любом храме Божественном, особенно же когда там совершается Божественная Литургия.
С какими бы страстями, разрушающее наше бытие мы ни жили бы за порогом Церкви, смысл нашего вхождения сюда что и выражен в Евангелии - ожидание воскрешающей силы Божией, ожидание Христа! И мы здесь Его и находим. Пусть и в мире внешнем и в мире наших собственных жизней, бушуют и стараются одолеть нас наши страсти, но если мы навсегда переступаем двери Храма - мы победители! Потому что мы избираем жизнь, мы избираем вечность, мы слышим призыв Божий: "Избери жизнь"(Втор.30,19), и избираем!
***
вверх
Смысл бытия - в воскресении Христа
Всем христианам необходимо осознание самих себя здесь, в этом мире, своих задач в текущей действительности, правильности их исполнения, внимания к себе. В этом отношении особенно ценны воскресные евангельские чтения. В одном из них рассказывается о двух спутниках, идущих в Еммаус, которым на пути встретился воскресший Христос. Как глубоко и серьезно были заняты два ученика Христовых не собою (а если отчасти и собою, то лишь в свете тех событий и переживаний, свидетелями которых они были), что не могли ни о чем другом и думать. И происходит удивительное явление: открывается перед ними Христос воскресший, говорит им о Себе в свете пророческого, ветхозаветного учения, причем говорит так, чтобы они увидели и поняли, что речь у пророков шла о Нем; о Нем же свидетельствует и внутренний признак - пробуждение в них проснувшейся новой жизни от встречи с воскресшим Христом. И если мы не хотим лишь формально жонглировать догматическими словами, хорошо бы сердцем своим попытаться понять, что же это были за люди, если рядом с ними шел Иисус и даже их сердца свидетельствовали своим горением, а окончательного пробуждения, а значит, раскрытия личности не произошло. И когда случается так, то в жизни неизбежно, закономерно свершаются ошибки. А если жизнь, не узнавшая Христа, состоит из одних непрекращающихся и закономерных ошибок, то есть греха - это такой ужас! Ведь грех - это не просто разрушение, это и как бы и отрицание бытия вообще, отрицание бытия мира, отрицание бытия Бога, (пусть хоть на миг, в каком-то частном пункте жизни) и наконец отрицание жизни своей собственной личности, потому что, каждый грех есть ложь, ошибка и исход в небытие.
Можно и говорить, и думать о Христе, и петь песни о Христе армянские, русские или славянские, заниматься богословием, участвовать вбогослужении, более того - стараться не по-своему, а по закону религиозному, нравственно переживать свое существование. Можно стараться в свете того знания, которое предлагается Церковью, видеть и оценивать совершающуюся жизнь и даже, что еще более удивительно, почти во всех случаях по внешним признакам, верно оценивать происходящее. И при всем этом жизнь может состоять почти только из непрерывного ряда совершающихся ошибок, уничтожающих тебя самого, самою личность. Как ржавчина, поедающая живой металл, от которого остается тленный порошок, а затем и вообще ничего нет.
Что происходит в мире наших человеческих жизней и личностей? Бродя по поверхности слов, явлений, существований и людей, в том числе и по поверхности собственной жизни, мы лишь отчасти видим и верно угадываем, что происходит. Но когда верно лишь отчасти, это значит, что отчасти и неверно, и даже дело не в том, чего там больше, какой баланс (знаем же мы о ложке дегтя, которая портит бочку меда, по русскому фольклорному знанию, если не по собственному вкусу). И тогда всякое знание обращается тоже в такой же прах, как эта ржавчина, когда все пронизано ошибкой, когда ты живешь и вместе с тем уничтожаешься. И это скольжение по поверхности жизни и собственной, и других людей создает часто такую правдоподобную иллюзию знания, особенно когда читаются, слышатся и говорятся верные слова. Но приходит какой-нибудь решающий или просто проверочный эпизод, и как ценны тогда любое испытание, любой соблазн, если речь идет о нравственных переживаниях жизни и сущностных ответах на то, что тебе предлагается, на то, что ищет твоего неизбежного "да" или "нет".
И в смысле говоримых слов может придти такой момент испытания. И как часто момент испытания (как не печально это слышать) показывает, что все пронизано в тебе грехом. Все твои знания, все твои "скольжения". Больно, стыдно, печально, но лучше верное знание, чем дешевый эффект иллюзий. И что же тогда? Остается печально жить, даже и христианам, зная, что живешь ошибкой. Но Христос, являющийся в Евангелии, дает возможность осознать, что выход есть, но выход труден. И помимо воскресшего Христа вообще невозможен. Выход в том, чтобы, не доверяя себе, любым своим знаниям, в том числен и догматическим, своим даже, как кажется, чистым и честным переживаниям, своим нравственным поступкам, знать, что пока ты, твои близкие, твой народ, твой мир живет чем угодно и даже очень ценным, но в это ценное на деле не входит, как ведущее за собою все и все раскрывающее живое знание воскресшего Христа, все, даже самое верное оказывается ложным, иллюзорным и в конечном итоге гибельным.
Значит, выход в том, чтобы "увернуться", в некотором смысле, от себя самого, искать постоянно этих возможностей "уворачивания" от себя, чтобы в конце концов найти и себя же самого и весь мир, но найти его в воскресшем Христе. Все свое всегда и неизбежно есть ложь, безобразие и ошибка, все свое есть грех. И никакой статистический народ, даже и народ живущий как бы христианскими моделями жизни, не спасается от греха и, более того, живет в непрекращающимся грехе, если живет своим. Загадка воскресшего Христа в том, что Он хочет быть не предметом обсуждения, не предметом сердечного переживания, не точкой отсчета для различных пониманий, не прохожим рядом и уж конечно, тем более, не великим мудрецом, не просто милосердной и жалостливой Личностью. Он хочет быть спасением для каждого гибнущего.
И тогда не просто "горит сердце", тогда для сознания, для человека, увидевшего, что он гибнет, является Спаситель и спасает. Этот Спаситель - Христос воскресший; и Он становится таинственно центром личности, и все меняется настолько, что ты сам в себе видишь некое другое лицо. И это потому, что совершает дело Спаситель. Он гибнущую тварь, пересоставляет в спасающуюся, и ты своим "да" соглашаешься на это. И только после этого, только при этом условии все прежние ценности собственной личности, других людей, окружающего мира, народа твоего становятся другими. Может показаться, что они являются в том же роде, в тех же переживаниях, но нет - исчезает ложка дегтя! Кажется, она была растворена во всей бочке меда и в каждой ложке меда, вынутой из этой бочки, ощущался портящий все запах дегтя, так, что весь мед был другим, с посторонним привкусом - он был мертвящим и гибнущим. Что и как совершает Христос, это совершенно непостижимо, и сказать невозможно, а ясно только при нашем, даже несовершенном взгляде на жизнь святых, на бытие собственной личности, что из каждой ложки меда уже изъяты частицы дегтя!
Грехи могут и после этого постоянно случаться, но не как закономерные ошибки, потому, что закономерно Христос воскресший вошел в жизнь и стал определять все, определять всю жизнь. И, напротив, если окажется, что ты ничего особенно страшного не делаешь, но вот прошел день, и ты, честно взглянув, увидишь, что ничего совсем не было от воскресшего Христа в этом дне, и тогда надо в ужасе встать на колени и молить о возвращении Того единственного центра и источника жизни, Который делает жизнь жизнью. Эта другая жизнь уже в тебе самом и оценивает все, что с тобой происходит. Оценивает мгновенно, потому что оценивает не просто то лучшее, что есть в тебе, а оценивает и знает Христос воскресший, определяющий всю жизнь. И покаяние по сути имеет смысл не как объявление своих грехов Богу (Бог знает больше и лучше нас все наши грехи), и даже не как болезненное чувство стыда (в конце концов, можно так натренироваться, что довольно легко вызывать его психологическими способами) и даже не как желание нравственных перемен, потому что для этого не обязательно быть христианином - а просто из чувства самосохранения знаешь, что необходимо одно: стоять в воскресшем Христе.
***
вверх
Видеть Бога
Многие читают Евангелие, но люди нецерковные, душевно и духовно слепые, читая, остаются неверующими. Это значит, что они не видят то, что они читают, не видят несомненную реальность. Это и есть слепота. Простого чтения Евангелия достаточно для начальной веры. Для глубокой, целостной веры, для жизни по вере этого, конечно, недостаточно, но для начала, для того, чтобы сказать себе: "я верую в то, что все, что здесь написано - правда, и этой правде хочется следовать" -достаточно.
Не слепота в душевно-нравственном и в духовном смысле - это умение, способность дар: правильно видеть Бога, себя, других людей и мир в целом, видеть такими, как они есть. Особенно важно понимать тех, с кем тебя сегодня, сейчас сводит Промысел, Бог и жизнь. Одно дело - понимать человека вообще, в целом, а другое дело - видеть его в его личностной неповторимой ипостаси. Но самое главное - видеть Бога, потому что помимо видения Бога любое другое видение есть только видимость, кажимость. Для того, чтобы узнать Бога, сначала надо Его хоть как-то увидеть, а затем, видя Его, начинать узнавать. Само Слово Божие говорит, что это самое важное. Когда задали Иисусу Христу главный вопрос - о вечности, Он сказал: "В том есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа". Знать Бога и посланного Им Богочеловека, вторую ипостась, Слово Божие Иисуса Христа - это и есть дело жизни.
Знание обретается в результате познавания, которое тоже дает Бог на определенных условиях. Если эти условия не выполняются, то и познавания не происходит. Главное условие познавания - это исполнение заповедей, потому что при исполнении заповедей человек становится новым творением, способным познать Бога. Ветхое творение, живущее по своей воле, по своим переживаниям, по своим хотениям, по собственным отношениям с людьми, - такое творение познать Бога не может. Только по мере освобождения от грешных оков, по мере исполнения необходимых условий совершается познавание Бога. Но первое - хоть как-то увидеть Бога. Но и это дар Божий, который, правда, Бог хочет даровать каждому. И кто хочет получить этот дар, тот его и получает.
Не хочет получить дар Божий тот, кто, довольствуется своим, кто считает, что он и так нормально видит, кто считает, что он обойдется тем, что у него есть, что у него хороший светлый ум, что у него довольно чистое сердце, что он человек добрый и сам по себе, что он внимателен к себе и ближним. Мало кто о себе говорит так вслух (это уж совсем глупо, да и хватает показного смирения), но внутренне почти все самодовольны. Но обычно как раз такие люди совершенно себя не понимают. Начинает понимать и видеть тот, кто начинает искать понимания и видения. И чем больше ищет, тем больше видит, что он запутывается и видит плохо. И тогда он начинает искать то единственное средство, которое позволит ему видеть. Самодовольный человек видеть Бога не способен, и, значит, он не способен видеть ничего остального.
Бог дает зрение, а потом смотрит, как человек воспользовался полученным даром. И когда в человеке пробуждаются настоящие начала видения, о чем свидетельствуют факты, тогда Он приходит и окончательно утверждает человека в его верном видении, и прежде всего в видении Бога. В евангельском рассказе об исцелении Иисусом слепого есть замечательное свидетельство. Когда фарисеи, не желавшие видеть в Иисусе чудотворца, подошли к исцеленному слепому, они сказали ему: "воздай славу Богу, Этот человек, который исцелил тебя, Он грешник". И тогда бывший прежде слепым человек показал способность своего подлинного возникшего зрения, понимания того, что происходит. Он говорит: "Бог не слушает грешников, а того, кто почитает Бога, Он слушает". Фарисеи разгневались. (Ин.9).
Гневаться - это дело слепых, особенно когда их обличают. Фарисеи верно поняли обличение: "Он нам говорит - вы никакие не почитатели Бога". Очень трудно вынести эти слова, если ты слепой на самом деле, а думаешь, что зрячий. И сказать им нечего. Их злоба и есть свидетельство того, что они никакие не зрячие. А бывший слепой проявил подлинное понимание жизни, подлинное понимание условий взаимоотношения человека с Богом. Это очень хорошо и ясно сказано: Бог слушает того, кто Его почитает.
После того, как Христос увидел, что бывший слепой начинает видеть мир правильно и хорошо, Он подходит к нему и говорит: "Веруешь ли ты в Сына Божия"? И прозревающий человек дает ответ, а нам всем хороший урок словами, в которых проявляется замечательное осторожное, несамоуверенное - но искание. Это очень важные признаки. Неосторожность может привести к прельщенному видению, готовности принять за Бога плод своего горячечного воображения, плод своей нервной фантазии. И тогда прозревший человек окончательно утверждает свою зрячесть. Он говорит: "верую, Господи" - и поклонился Ему (Ин.9,38). Это удивительно верно, потому что можно говорить "верую", но без всякого поклонения -таков путь философов и ученых. Можно не говорить "верую", совершенно ничего не соображать в своей вере, а только кланяться - и это путь людей хороших, простых душою, но в вере своей темных, еще не просветленных. Христос говорит: "Я Свет миру"(Ин.8,12). А если человек остается темным, значит, он не может видеть Свет мира, он не просвещен, и вера, которая у него есть, самая темная и печальная, и в ней нет никакого живого содержания.
Настоящий Бог, - это не Бог философов и ученых, но и не Бог темноты - это Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог людей, просвещенных верою, всех верующих верою не слепою, а зрячею. Настоящая вера и настоящее поклонение, свидетельствуют, что человек видит Бога, потому что нельзя кланяться Тому, Кого не видишь, иначе ты кланяешься доскам, миражам, а не Богу.
Все человеческие ошибки и туманности (в понимании общественных событий, природы, истории) свидетельствуют о том, что человек не видит правильно Бога. Его ошибки свидетельствуют о том, что у него видение и понимание Бога искажено. И это неизбежно, потому что искажает хорошее зрение неизживаемый грех. Нет страха Божия, и это значит, что нет очень важного компонента, который дает возможность правильно видеть Бога. То же самое можно сказать о любом грехе и особенно о плотских грехах и о душевных пристрастиях. Они, как бельмо на глазу, свидетельствуют о том, что зрения настоящего нет и нужно много работать, чтобы познавать Бога с проснувшимся зрением.
Одни могут плохо следить за внутренним состоянием души; другие - слишком пристально следят за всякими движениями души. И то и другое не помогает объективному зрению. Каждому нужно своими глазами это увидеть Бога, себя и мир, своими, но так, как показывает святая Церковь, а иначе свои глаза уведут неизвестно куда. Бог хочет, чтобы мы все Его видели. Это так замечательно - видеть Бога, замечательно видеть Его и в Его творениях, и в Священном Писании, и в Его действиях, обнаруживаемых в истории, и прежде всего в Новозаветной истории. Но еще важнее, чтобы все эти прикладные, очень важные способы видения Бога привели к тому, чтобы можно было, наконец, увидеть Бога как Он есть. И с этим видением, которое в такой полноте и чистоте есть дар редкий, начать искать Его. С таким видением начнется путь к настоящему знанию, дороже которого ничего нет. Все препятствия на этом пути, особенно препятствия внутренние, нужно стараться разрушить и уничтожить, чтобы добиться главного (а главное - "единое на потребу"), тогда и будем видеть Бога.
***
вверх
О жизни как о смысле
Евангельский рассказ о возвращении от смерти к жизни некоего умершего юноши, сына вдовы, которого уже несли на погребение, останавливает мысль, вечно убегающую ко всяким суетным, пустым и лишь по житейской необходимости важным делам, на том переживании ума, которым, собственно, и должно жить: на переживании жизни и смерти.
Главный смысл события заключается в факте, который, прежде всего, говорит о Богочеловечестве Христа. Явившись на землю и воплотившись, то есть став по человеческой природе смертным, Бог не может примириться со смертью как с уничтожением, превращением бытия в небытие, уничтожением бытия, потому что Он есть Жизнь. И Он есть Источник жизни, а жизнь примириться со смертью как неизбежностью не может. Только падшее бытие (то есть все бытие после грехопадения людей), с горечью и болью примеривает на себя неизбежность смертного конца и процесс, который к нему ведет - тление, то есть умаление жизни и постепенный переход от бытия к небытию. В этом переходе накапливается материал "ничто", материал небытия, с тем чтобы, когда придет время, это качество - "ничто" - перевесило. Мгновенным ли образом, как это бывает в случаях внезапных смертей, либо постепенным и долгим тленным переходом, как это бывает при длительной болезни, но так или иначе, материал, ведущий в "ничто", преодолевает жизнь. А жизнь подлинная, Саможизнь, по преимуществу, которой и является жизнь Христа, не может примириться с преодолением жизни смертью. И когда прямо и непосредственно встречается с фактами смерти, преодолевает их для того, чтобы жизнь снова восстала.
Известные Евангельские факты преодоления смерти Саможизнью и милостью Христа не делают окончательно смерть побежденной, но в них есть пред-вкушение, пред-знание, пред-опытная окончательная и непобедимая победа жизни над смертью, и эти отдельные факты предвозвещают то умерщвление смерти, которое является на Кресте и в Воскресении, когда исполняется пророческое возвещение: "Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?" В сердцах тех, кто ищет и ждет этой победы, кто всматривается в Евангельское знание окончательной победы Жизни над смертью и знает все же, что смерть продолжает быть некоей неизбежностью в природном мире, хотя и заглушается на некоторое время, отступает под натиском суеты на второй план, но не прекращается главный вопрос о соотнесении жизни и смерти. И когда у людей религиозного созерцания возникает этот вопрос, и тревожит душу, тогда ответ на него ищет возможности излиться в живых и конкретных формах, которые могут быть аккумулированы в простые слова: что мне нужно делать для того, чтобы Христос преодолел мою смертность и тленность?
Если этот вопрос встает, значит, за ним есть некоторая предметность. Что нужно делать? Этот вопрос встает не потому, что возникает сомнение в том, что у Бога хватит силы воскресить умершее, он встает потому, что, как догадываются те, кто не хочет быть преодоленным тлением, задача в том, чтобы суметь выстроить свою жизнь и душу так, чтобы принять факт и Христова Воскресения, то есть Его личной победы над смертью, и факт возможности собственного воскресения Христом. Только это и является условием Вечной жизни. Все остальное - непосредственные конкретности, в основном, относящиеся к области права и веры, и правого прославления Бога и нравственной жизни, верно выстраиваемой, в соответствии с Евангелием. Все эти конкретности, чрезвычайно важные, но важны они только в связи со стремлением принять то, что Христос дарует. С пониманием того, что без этой готовности - ничего не получится, будет выстроена стена между Богом и человеком. Стена из греха, суеты, предательства, грез, пристрастий, стенка, через которую не проникают Божественные веяния. Но как только в сердце и разум вновь входит мысль о жизни и смерти и о преодолимости смерти, что совершается усилием воскресения, жизнь приобретает трудную и величественную радость и подлинный смысл. И душа начинает видеть Христа, без Которого жизнь не в жизнь, потому что именно она и видит Божественную Личность, преодолевшую смерть и пребывающую в области Вечной Жизни.
*** вверх
О том же
Совершенные Иисусом несколько возвращений умерших к временной жизни как прообразы Воскресения Христова и в связи именно с Воскресением значимые дают возможность осознать, что смерть, как бы ни было значительно ее место в этом пребывающем мире, оказывается явлением случайным; - не в том смысле, что ей вовсе не должно бы быть места: ибо если отступлением первого человека от самовластной жизни, смерть вошла в мир, так ей и суждено быть. Она случайна потому, что при нормальном религиозном сознании, кажется, почти выходит из разряда необходимой закономерности, ибо Бог есть Жизнь, и нет в Нем никакой смерти. И значит в творении Божием, которое сотворятся по образу же Божию, то есть в человеке, не должно быть иной закономерности, кроме закономерности непрестающей жизни.
 Для христианского сознания невозможно примирения с концом, но не потому, что так ценно физиологическое существование, со всеми его прелестями и прельщениями, а потому, что такое сознание видит, что в жизни на самом деле раскрываются чрезвычайно высокие ценности, превышающие эту физиологическую жадность "пожить", почти противоположные этой "жадности" - это переживание ценности бытия - по сравнению с небытием. Бытие подлинное - безусловно, ценнее небытия. Религиозное христианское сознание знает, что Бог Сущий награждает сущностью, то есть бытием всякое свое создание. И в первую очередь богоподобное создание, человека и потому прерывание, переход от бытия к небытию, по всему смыслу человеческого думания и переживания безграмотен, невозможен. Религиозное сознание отражает жизненно знаемую реальность того, что так как есть Бог, есть и ты. И того, что ты без Бога ничто и того, что ты связан с Богом таинственной связью. Это и есть то ради чего стоит жить; и что тогда смерть? Потому религиозное сознание никогда и не могло примириться с фактом смерти.
 Опытно известно, что есть разрыв в истории жизни, перерыв в ее существовании - смерть, и жизнь в контексте смерти приобретает какое то особое, необыкновенно важное содержание и смысл, особенно при понимании того, что люди согрешили и отпали от Бога. Настолько важное, что, может быть, если бы не было смерти, то жизнь людей даже с религиозными переживаниями превратилась бы в крайне безответственное существование. Может быть, строгость понимания жизни и дает знание того факта, что ты умрешь! Но и смерть в контексте жизни становится необыкновенно серьезным и религиозно и жизненно значимым фактом. Жизнь и смерть сами по себе почти теряют свое значение, когда человек хочет уйти от их глубокого диалектического знания. И это бывает очень часто, о чем свидетельствуют всяческие уходы от жизни в любые призрачные автономно значимые существования. Смысл их в том, чтобы забыть о том, что есть жизнь и что есть смерть. Вот почему, например, люди пьют, хотя вряд ли отдают себе в этом отчет - они не хотят ни жить, ни умирать.
 Господь, самим фактом Своего воплощенного бытия в этом мире дает возможность тем, кто присматривается к серьезности бытия, обосновать для себя, важность, нужность и серьезность бытия: жизни, смерти и воскресения. Воскресения для вечности, потому что если Христос не только умер, но и воскрес, - получает возможность воскресения всяк человек. Но одни воскресают для жизни вечной, а другие, как говорится в послании к Солунянам, для вечного суда. Этот суд есть вид существования, которое одновременно как бы и не существование. Это вечность, в которой самосознание уже ничего с собой поделать не может, в которой есть только мрак и безысходность, только холод и жжение.
 И если в земном бытии личность ценностно переживает и осознает глубину подлинной жизни, то есть, бытия, осмысленного светом вечности, светом вечной жизни, то переживается как ненужное и бессмысленное все, что уводит от серьезности жизни. Любые побрякушки этого мира, пыль и сор могут, ложно блестя, притягивать взоры взрослых людей, как маленьких детей. И напротив, бытие осознается как великая ценность, потому что это бытие с Богом, бытие не просто ведущее к вечности, но уже здесь реализующееся, как вечная жизнь. Основание этому - Святая Церковь, потому что в Церкви, Христом начатый и Святым Духом совершенный и раскрывается путь в живую и подлинную Вечность. Когда верующий человек переступает через порог Церкви, он таинственным образом знает, что он тем самым переступает через порог вечности.
 День Воскресения - это день Евангелия. Евангелие - это благовестие Царствия, благовестие вечности, благовестие нашего воскресения, благовестие победы над смертью, благовестие нашей, не только Христовой, вечной жизни! И значит, для каждого, сказавшего себе "Я христианин", должно быть естественным не внешним образом вслушиваться в это благовестие, а всею полнотою своей личности, потому что личность образа Божия влечется туда, где по благовестию, в таинстве Евхаристии, совершается безусловная победа над смертью. Там Христос каждого встречает, как юношу - сына Наинской вдовы, и готовит к общему Воскресению. Там серьезность жизни, побеждает серьезность смерти. Слава Богу нашему, Слава Христу Спасителю, дарующему нам жизнь вечную. Вечная жизнь - не игрушки, а действительный стимул, для земной жизни
*** вверх
Жить - это следовать за Христом
В жизни народной все зависит не от отдельных высоких лиц и каких-то мгновенных превращений, а от народного самосознания, потому что в конечном итоге что хотим, то и получаем. Но порою многое кажется странным. По-видимому, самый серьезный фактор, который открывает понимание жизни общества, жизни народа, истории, состоит в стремлении предельно слиться с жизнью Христовой, настолько, что все остальное займет малосущественное место. Удивительно, но именно тогда остальное будет по- настоящему многое значить, отому что когда главное занимает действительно главное место в жизни человека, в его уме, в его сердце, то и в жизни народа и в народном самосознании то, что должно быть главным, оказывается главным. Тогда и все другое важное, но все же второстепенное по сравнению с главным выстраивается очень точно и именно так, как тому следует быть.
Главное же - оставить мертвечину, потому что только оставив мертвечину своей жизни, можно последовать за Христом, а оставить мертвечину можно лишь тогда, когда ее увидишь и осознаешь, что она -мертвечина. Именно таков высокий символический смысл ответа Христа человеку, который, кажется, и готов бы последовать за Ним, но остаются некоторые дела здесь, на земле, дела немаловажные: ему нужно похоронить своего отца. Кажется, жестоко и странно на первый взгляд слово Христово: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов"(Мф8,22). И другому дает подобный ответ, когда тот говорит, что готов последовать за Христом, но прежде нужно пойти и предупредить своих родных (чтобы не волновались, наверное: а то был человек - и нет человека); Христос предлагает на первый взгляд очень смущающий и даже почти жестокий по своей странности ответ: "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия"(Лк..9,62) Смысл и того и другого ответа Христа - символический: невозможно, не получится идти за Христом, оставив некоторую часть души вне жизни святой, вне жизни духовной, вне жизни божественной, то есть, вне той жизни, которая связана со Христом. Все, что в этой жизни осуществляется вне и помимо Христа - это мертвечина.
С этим, по-видимому, согласиться трудно не только тем людям, которые вообще не понимают, что такое жизнь, связанная с небом и со Христом. Для них Христос такая туманная, полуфантастическая, может быть, историческая, но для жизни мало значащая фигура. Но, к сожалению, даже и те, для которых и вера христианская может значить много, и Церковь они любят в своем роде, и с Евангелием и со Христом они сопоставляют свою жизнь, хотя бы отчасти, а все равно, не готовы согласиться, что помимо Христа и вне Его - жизнь мертвенна.
Многое тогда остается автономно значимым - и даже очень серьезно и глубоко значимым, само по себе, например - семейная жизнь. Кто же говорит, что семейная жизнь незначима, разве она пуста и сама по себе не нужна! Да, она не значима и является даже более чем незначимой, она - мертвечина, когда она вне Христа. Жизнь семейная может быть и совершенно отдельной от Христа, а может в верующих, хороших, серьезных семьях вся быть пронизанной христианскими началами. Все отношения домашние, и даже каждое отдельно оказанное слово и то уже оказывается, а в рамках этого христианского самосознания и самочувствия. Тогда, конечно, это не мертвечина. Но большей частью, невольно и неосознанно, вполне добрые, порядочные и верующие люди, хотят оставить для себя некий уголок, и этот уголок часто оказывается самым важным. Оставить для себя, значащим, помимо Христа, чтобы им-то и жить. И живут мертвечиной.
И тогда даже в таких случаях, когда речь идет об очень высоких и важных перспективах человеческого бытия, как, скажем, жизнь народная, жизнь общества или или социальная справедливость, они становятся не просто пустыми, а и прямо приводят к мертвечине. Как известно, именно лозунг о социальной справедливости был в свое время взят на вооружение большевиками, которые пролили столько крови, как никто, за всю историю человечества. Вот вам и справедливость. Социальная справедливость вне и помимо Христа - это мертвый миф. История аккуратно показывает это со свойственным ей постоянством.
*** От изменения нравственных признаков зависят и социальные изменения и даже некоторые природные катаклизмы. Не случайно вместе с решительно возросшей порочностью в последние времена, откроются со страшной силой эти природные катаклизмы; это и означает, что человеческое нравственное бытие каким-то таинственном образом связано и с природными явлениями. Чрезвычайные изменения в области нравственной ведут и к чрезвычайным изменением в области природного бытия. Среди всех нравственных изменений Господь указывает ведущий признак - "по причине умножения беззакония охладеет любовь"(Мф.24,12).
Когда среди народов, которые прежде были хоть сколько-то хранителями, блюстителями и исполнителями закона, восторжествует дух окончательного издевательства над христианством и над духовно-нравственной жизнью, тогда можно будет говорить о том, что наступает окончательное беззаконие и, безусловно, иссякает любовь. Поскольку мир держится любовью, то когда она иссякает, мир неизбежно распадается. Ему невозможно удержаться: любовь соединяет, а когда любви нет, соединять нечему. Тогда на почве нравственного распада и возможен приход антихриста, который сам представляет собой явление страшного распада. Ему выгодна ситуация нравственного разложения. И когда распад достигнет окончательных пределов, когда останутся лишь немногие претерпевшие до конца, спасенные Господом, и наступит второе пришествие Сына Человеческого и откроет собою новое бытие, которое обозначит переход из времени в Вечность.
*** Бессмысленное все, что уводит от серьезности жизни. Любые побрякушки этого мира, пыль и сор могут, ложно блестя, притягивать взоры взрослых людей, как маленьких детей. И напротив, бытие осознается как великая ценность, потому что это бытие с Богом, бытие не просто ведущее к вечности, но уже здесь реализующееся, как вечная жизнь. Основание этому - Святая Церковь, потому что в Церкви, Христом начатый и Святым Духом совершенный и раскрывается путь в живую и подлинную Вечность. Когда верующий человек переступает через порог Церкви, он таинственным образом знает, что он тем самым переступает через порог вечности.
*** вверх
Духовное бесплодие жизни
Господь Иисус Христос, рассказав притчу о сеятеле, который вышел сеять семена, Сам же и объяснил ее для непонятливых и после этого добавил: "имеющий уши слышать, да услышит". Значит, имеются люди, которые почему-то оказываются неспособными понимать слово Божие, особенно относящееся к жизни небесной, к переживанию Царства Божия. Слово Божие проходит мимо ушей, словно бы оно и не было сказано, словно оно, как сейчас принято говорить, есть "виртуальная реальность". На самом же деле слово Божие и есть самая настоящая, очевидная и глубокая реальность, но она порою действительно проходит мимо сознания, мимо сердца, а в результате жизнь остается "без плода".
Сеется семя слова Божия, и Евангелие открывает жизненные результаты этого сеяния. Только рассматривая жизнь, ее переживание, ее устроение с евангельских позиций, можно увидеть полноту верного знания. С евангельских позиций - т.е. стараясь увидеть влияние слова Божия на жизнь человека. Необходимо понять причины, по которым слово Божие не возрастает и не дает плод. Речь идет не о догматическом учении (о Боге, о человеке, о мире), потому что оно довольно быстро узнается - через слово Божие, священное предание и учение церкви - принимается и усваивается людьми, ставшими верующими. Обычно это знание не вызывает несогласия у приходящих к Церкви. Оно в конечном итоге просто собирается в кладовые памяти и по жизни никак не используется.
Значит, не об этом говорит Евангелие, потому что главное дело в плоде, а плод есть дело жизненное, а не умственное, или если и умственное, то такое, какое включается в жизненное, так как умственное само по себе не дорого стоит. Умственные религиозные ценности должны претворяться в жизненное животворящее знание, на почве которого вырастает желанный плод. Религиозный опыт показывает, что конечный результат проникновения слова Божия - это есть вера, приводящая к жизненным реальностям, плохо видимым потому, что жизнь мировоззренчески выстраивается безалаберно. Что-то люди слышат в Слове Божием, что-то берут из общественного мнения, что-то выкраивают по своим гипотетическим пониманиям, на что-то указывают какие-то жизненные обстоятельства - так хаотически и создается мировоззрение. По сути цельного и целостного в нем нет ничего; все раздробленно и хаотично - даже у людей верующих. К тому же, сколько христианских умов, столько и мнений по самым разным вопросам. Весь этот поток мнений падает на голову "несчастного" верующего человека, и разобраться во всем этом знании почти невозможно. Мы живем в очень трудное время! Умы собственные работают плохо; плохо удается вырабатывать в себе жизненное мировоззрение, которое не является только теорией!
Главное содержание притчи - о препятствиях к прорастанию и возрастанию в человеке семени Слова Божия. В основном, имеющий уши слышать - услышит ее глубокую простоту; хотя некоторые загадки могут остаться. В глубинах падшей психологии скрыт вопрос: откуда вообще берутся люди, до ушей которых не достигает слово Божие? Как это может быть в тех случаях, когда слово Божие открывается во всей своей простоте, в совершенной ясности, в чистой содержательности и сильной жизненности? Как для таких людей слово Божие проходит словно звук пустой, даже не начавши возрастать, даже и не начиная быть видимым? "Где это слово Божие, о чем это вы говорите"? - скажут такие люди. "А, это вы о Евангелии! Ну да, конечно, слышали, очень эстетическая книга и исторически значимая".
И эта проблема для современников может оказаться более важной, чем вопрос о преодолении конкретных препятствий. Что же делать с нашей основной болью, болью верующих людей, когда речь идет о тех, кто проходит мимо Слова Божия? Каково должно быть содержание и методика миссии в постхристианском пространстве? Это как будто вообще остается за пределами понимания, и любые испытания не вызывают сильной реакции, ничего не происходит в душах таких людей, и никакая катехизация не помогает.
Имея в виду эту большую задачу нашего времени, вероятно, стоит подумать, что, может быть, главная причина этого несчастного положения вещей состоит в том, что люди не видят те плоды жизни, глядя на которые они смогут воспринимать живую христианскую действительность - и захотят идти навстречу ей, сами становясь в ряды плодоносных деятелей
*** Милосердному накормлению Христом пяти тысяч людей пятью хлебами предшествовало то, что эти тысячи в течение долгого времени ходили за Иисусом или сидели рядом с Ним и, слушая то, что Он говорит, внимали Его божественному учению и не могли оторваться от Его слов. На это время были забыты и домы, и дела домашние, и естественные потребности, и всяческие взаимоотношенческие необходимости, и все беды и немощи и всякие препятствия болезненные - все ушло ради того, чтобы остаться в слышании слов божественных, которые на тот момент оказались для них самым драгоценным. И они ни на что не обменяли этого слышания, оставаясь с ним.
*** вверх
Неучастие в делах тьмы
Известны удивительно глубокие, живые и мощные апостольские слова: "Не приобщайтеся к неплодным делам тьмы, паче же и обличайте их. Вся бо обличаемая - от света суть, от света обличается"(Еф.5,11). Вместе с тем опыт показывает, что никогда никакие словесные укоры, относящиеся к неплодным делам тьмы и направленные к делателям тьмы не приведут ни к каким результатам, более того, они просто даже не будут услышаны, а если и будут услышаны, то не будут поняты и приняты, с ними не согласится обыденное человеческое сознание, даже в своем роде и честное. Оно не поймет ни одного слова из того, что говорит апостол. В частности, оно не поймет, что такое "дела тьмы", хотя, как кажется, этот образ вполне ясный; но оно не поймет, как это конкретно применить к жизни. Оно не поймет, что такое "неплодные дела", опять-таки применительно к жизни - не поймет, потому что для того, чтобы неплодные дела тьмы предстали перед нами, нужен свет.
Этот свет в каждом освещает его собственные неплодные дела тьмы и дает возможность видеть их в мире и в других людях с такою яркостью, что только и можно ходить по этому миру с опущенными от стыда глазами. Потому что все, что являет мир, особенно в своих демонстративных проявлениях, открывается как особенно заразное, инфекционное, растленное и постоянно длящееся неплодное дело тьмы. Этот свет обличает дела тьмы, и они открываются для тебя не потому, что ты хороший психолог, не потому, что ты внимательный человек и умеешь следить за собой и даже не потому, что ты хорошо знаешь Евангелие, а потому, что в тебе открывается свет, который не терпит присутствия дел тьмы, и обличает их. И они, постыдно поджав "хвост" убегают. А если не убегают, значит, к ним применимы жесткие, суровые слова: "если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Мф.6,23). Это значит, что человек живет мнимым светом, и дела тьмы становятся особенно и видны и неприглядны. Например, ты включил телевизор, а к тебе пришел святой, и присутствие одного рядом с другим невыносимо; что-то должно разбиться - и в тебе самом, потому что вынести присутствие одного и другого не возможно, так как свет, который в святом, обличает неплодные дела ТВ. Он может не сказать ни одного слова, но от одного его вида возмутятся обрывки того смешанного света, который есть в тебе; святой не скажет ни слова, но то лучшее, что есть в тебе, будет говорить: "он прав!"
Свет молчащий обличает, он есть приятие в душу той Божественной простоты, которая обличает и человеческие схемы и человеческие сложности, потому что и в схемах и в сложностях скрываются неплодные дела тьмы, а Божественная простота включает в себя и правило жизни, правило веры и то основание, по которому правило становится правилом. И то основание по которому правило, даже серьезное, может быть не исполнено, потому что в силу вступает не беспочвенный и релятивный индивидуалистический своевольный либерализм, который сам и по своему решает, что правильно и что неправильно. Вступает в силу правило гораздо более высокого порядка, которое и выразить словами невозможно. Наличие в душе человека высшего правила, которое включает в себя противоположности, означает, что в человеке живет божественный свет и божественная простота и еще нечто, вполне невыразимое рационалистическим языком, что должно быть главным вектором жизни христиан. Одно должно сдерживать другое и одно выправляться другим. По человеческим представлениям - либо жесткость правила, либо бесконечность своевольной свободы. По Божественной простоте - высшая свобода, в которой действует одно безусловное правило, правило божественной любви, а в человеке - насколько в его меру оно может быть принято его душой и сердцем.
***
вверх
дальше >>>
|
|