Музыка. Церковное пение. Научные статьи
Потемкина Нора (Мария) Александровна
Нора (Мария) Александровна Потемкина.
Музыковед, певчая, регент. В 1985 году поступила в музыкальное училище им. М.М.Ипполитова-Иванова на отделение "теория музыки", которое окончила в 1989 г.
В 1990 г. поступила в ГМПИ им. Гнесиных (с 1992г.- РАМ им. Гнесиных) на историко-теоретико-композиторский факультет (ИТК).
На клиросе с 1990 г., пела в Казанском храме в с. Пучково (Троицк МО), затем, с 1996 г. в храме Трех Святителей (Москва).
Закончила регентские курсы (МПРК) под руководством Е. С. Кустовского в 1995 г.
Заниматься изучением русской церковной певческой традиции, современного ее состояния начала в 1993 году, будучи студенткой 3 курса ИТК факультета РАМ имени Гнесиных. Защитила кандидатскую диссертацию в 1999 г. на тему "Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода (на примере московской традиции)".
Совместно с Е. С. Кустовским составила "Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции" (М.,1999, 2-е изд. 2006).
Автор ряда статей о церковном пении настоящего времени и его истории.
В настоящее время - старший научный сотрудник РАМ имени Гнесиных.
Ниже представлены статьи об истории и современной практике русского церковного пения
Вопрос, который кажется нам наиболее актуальным и интересным - выявление многообразных связей современной церковно-певческой практики с многовековой традицией. Эта тема будет представлена по-разному в нескольких статьях: о современном репертуаре клироса, о различных напевах одного песнопения, об исторических "корнях" широко известного церковного напева.
Современное русское церковное пение – проблема сохранения традиции.
В основе статьи - текст доклада на венгерско-российской культурологической конференции «Проблема гигиены культуры – культурологический обзор» состоявшейся 1 июня 2012 года в Москве.
Статья о современной певческой практике православной церкви, репертуаре современного клироса, стремлении традиции к сохранению.
В современной практике сохранились традиционные напевы, возраст которых - несколько сотен лет. Эти напевы содержатся в Синодальных певческих книгах, впервые изданных в 1772 году, и живут в традиции в настоящее время.
В статье сделана попытка объяснить причины разнообразия певческих стилей в современных православных храмах: одноголосного знаменного пения, монастырского двухголосия, монастырского обиходного многоголосия, многоголосных авторских гармонизаций старинных напевов, авторских сочинений концертного стиля. В числе причин - состав хора, квалификация регента, вкусы настоятеля и прихожан, многолетние храмовые традиции.
Приведена таблица примеров каждого из стилей.
Современная московская традиция пения и напев Киево-Печерской Лавры.
Статья посвящена истории употребления напева Киево-Печерской Лавры в московской певческой практике.
Обозначение "Киево-печерская", "Киево-печерской лавры" встречается в певческих рукописных и печатных нотных книгах и сборниках с конца XVIII века. В настоящее время эти напевы часто употребляются в храмах московского региона, особенно на праздничном богослужении.
В статье приведены таблицы песнопений киево-печерского напева, широко известных в московских храмах, а также нотные примеры ряда песнопений с описанием их музыкального стиля.